Проблемы малого и среднего бизнеса нельзя решать спонтанно

РУБРИКА: ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Не успели предприниматели переварить информацию, полученную от представителей городской и областной власти на прошедшем 29 ноября VII Съезде предпринимателей Воронежской области, на котором им рассказали, что жить им уже стало хорошо, что власти делают все возможное для поддержки малого и среднего бизнеса в области, как 30 ноября воронежские предприниматели прочитали в Воронежском курьере какое «улучшение» их ожидает с нового года. «Порадовали», прежде всего, владельцев киосков и объектов нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров.

Городские власти давно ведут «холодную войну» с временными сооружениями на улицах нашего города. Аргументы самые разные: от «эти курятники позорят вид нашего города» до «киоски давно морально устарели, пора всем уходить под крышу» Сначала по поводу «курятников». Что такое современный киоск народные избранники имеют весьма смутные представления. В их понимании это некое маленькое, грязное сооружение, где через окошко выдают какой-то товар. Над тем, что киоск может быть 20 и даже 25 квадратных метров наши депутаты открыто смеялись. На самом деле, законно установленный городской киоск представляет собой современное красивое сооружение, отвечающее всем санитарным и гигиеническим требованиям.

Теперь по поводу ухода под крышу. Каждый предприниматель только и мечтает работать в «капиталке». Только вот возможность эта есть не у каждого. Городские же власти пока не сделали ничего, чтобы как-то облегчить такой переход. Получается, что нужно просто бросить то, что создавалось годами и начать все с нуля. А где на это взять денег? Как однажды сказал наш Президент про отношение власти к мелкому бизнесу: «доят, но не кормят». Вот уж точно подметил! Почему-то власти считают, что, начиная работать, предприниматель сразу же начинает получать баснословную прибыль.

Проведем самый примерный, но самый типичный расчет. Возьмем киоск площадью 12 кв.м.: первоначально его необходимо изготовить, стоить это будет примерно 180 тыс. руб., затем его необходимо где-то установить. Пройдя несколько «кругов ада», собирая многочисленные подписи и согласования в различных службах и инстанциях, за которые тоже приходится немало платить (50000-60000 руб.), владелец киоска наконец-то может стать счастливым обладателем права его установки и эксплуатации на выбранном месте на срок 3 года. Получив такое право, предприниматель обязан вносить ежегодную плату в размере около 16 000 руб. Готовый киоск необходимо подключить к инженерным коммуникациям (вода, свет), что выливается в сумму около 50 000 руб. Прежде чем приступить к работе, киоск нужно оснастить необходимым оборудованием (стеллажи, холодильники, столы, рабочий инвентарь, весы, касса), что стоит примерно 150 000 руб. Кроме этого, необходимо оснастить киоск пожарной и охранной сигнализацией, что тоже удовольствие не из дешевых (около 25 000 руб.) и заключить договор на их обслуживание (3 000 руб. в месяц). Заработная плата продавцам, дворнику составит около 14 000 руб. в месяц. Обустройство прилегающей территории обойдется примерно в 30 000 рублей, а первоначальное вложение в товар не менее 150 000 рублей. Приплюсуем расходы «по мелочи»: обслуживание кассы, плата за электричество, оформление медкнижек, санминимума продавцам, различные лабораторные испытания, проф.и дез. работы, транспортные, канцелярские расходы, текущий ремонт, брак, фасовочный материал, вывоз мусора и др. Итого сумма набегает совсем немаленькая – примерно 8 000 руб. в месяц. Таким образом, еще не начав работать, предприниматель уже несет расходы около 700 тысяч рублей. А доход с такого киоска в лучшем случае составляет 15 тысяч в месяц. Необходимо отметить, что мы рассчитали затраты на киоск площадью 12 кв.м., но чем больше площадь киоска, тем соответственно и выше затраты на него. Но даже исходя из этих затрат можно посчитать, что открывая торговую точку, на которую первоначально дают разрешение на 3 года, все эти годы предприниматель только и будет «отбивать» понесенные затраты. Поэтому, вкладывая средства в бизнес, каждый рассчитывает на то, что по окончании трехгодичного срока ему продлят разрешение стоять в конкретном месте.

Практически все владельцы киосков являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Сейчас такие предприниматели платят ЕНВД в размере 1480 рублей в месяц, независимо от площади киоска. Но все дело в том, что с 2008 года вступают в действие изменения в Налоговый кодекс РФ и базовая доходность для некоторых видов предпринимательской деятельности будет рассчитываться иначе. Так, для предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю в объектах стационарной или нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 кв.м. размер налога будет напрямую зависеть от площади этого объекта. Чем больше площадь, например, киоска, тем выше для предпринимателя налоговая нагрузка, причем увеличение происходит в несколько раз. Такую негативную ситуацию для малого бизнеса могли бы сгладить местные законодатели, снизив корректирующий коэффициент базовой доходности К2. Но то ли по незнанию, то ли сознательно не захотели помочь избежать многократного увеличения налогового бремени.
Сначала изменения в постановление гордумы о вмененном налоге в части установления коэффициента К2 на 2008 год рассматривали на заседании бюджетной комиссии. Удивительно, но факт – члены комиссии совсем не были готовы представить сколько-нибудь разумное решение складывающейся проблемы. Проводили калькуляцию там же на комиссии, просчитывая последствия принятия того или иного решения. В итоге пришли к однозначному выводу – если гордума примет вариант, предложенный Администрацией, т.е. при оставлении К2 на прежнем уровне, то неминуемо последуют негативные последствия как для самих предпринимателей, так и для города в целом. Завершилось обсуждение этого вопроса на бюджетной комиссии тем, что прозвучали такие варианты величины К2: К2 = 0,65 для киосков площадью от 5 до 10 кв.м., К2 = 0,5 для киосков площадью более 10 кв.м.
27 ноября в ходе внеочередного 44-го заседания Воронежской городской Думы на обсуждение депутатам было представлено только два варианта величины коэффициента базовой доходности К2 для такого вида деятельности, как розничная торговля, осуществляемая в объектах стационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров – 1,00 – вариант Администрации города и 0,65 – вариант бюджетной комиссии (про 0,5 никто и не вспомнил). Главный аргумент Администрации за К2=1,00 – они просчитали, что при таком коэффициенте бюджет дополнительно получит 50 млн. рублей налоговых поступлений.
Однако никто не посчитал сколько предпринимателей будут вынуждены просто закрыть свой бизнес, т.к. теряется экономическая целесообразность его дальнейшего ведения. Сколько при таком раскладе потеряет, а не получит городской бюджет? Сколько при этом людей останется без работы? Ведь владелец того же киоска не только зарабатывает себе на жизнь, кормит свою семью, но и предоставляет рабочие места. Каждый киоск – это как минимум два продавца. А дворники, грузчики, экспедиторы, работники оптовых баз, охранных предприятий, они ведь тоже так или иначе связаны с мелким бизнесом. Кроме того, резкое уменьшение мелких торговых точек на городских улицах затронет и местных товаропроизводителей. Ведь в настоящее время пробиться со своим товаром в крупные сетевые магазины практически невозможно по причине очень высоких входных бонусов и жестких договорных условий. А проблема «шаговой доступности» социально значимых товаров для населения? Помнится, на эту тему говорилось немало. Думается, что и сейчас этот вопрос остается очень актуальным. Люди привыкли покупать самое необходимое по дороге домой или рядом с домом. Не у всех радом есть супер или гипермаркет, а даже если и есть, то многим нравится делать покупки в маленьких торговых точках, где продукция всегда свежая, нет очереди, а знакомый продавец поможет сделать правильный выбор. Особенно тема шаговой доступности волнует жителей частного сектора. Там и сейчас киоски стоят и работают, выполняя функции социальной службы, обеспечивая население самым необходимым, невзирая на то, что расходы на такой бизнес зачастую превышают доходы.

И, самое главное, итогом массового закрытия вышеперечисленных объектов станет резкое сокращение денежных средств, перечисляемых в бюджет города. А так как другой альтернативы пополнения городского бюджета депутаты пока не придумали, то возникнет его дефицит, что в первую очередь скажется на социально значимых сферах нашего города.

Телефон:+79065849578
Адрес:394018,г.Воронеж,
ул.Свободы,д.73,оф.318.
E-mail:vooo_op@mail.ru

Новости дня по России